МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНГРЕССА ДВИГАТЕЛЕСТРОИТЕЛЕЙ 2003 г.
|
УДК 621.431.73
Озимов П.Л.
Основные направления развития дизелестроения в России
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 3–6.
Ключевые слова:
дизельные двигатели, экологические требования.
Представлены основные положения «Концепции развития автомобильной промышленности России» в основном
с точки зрения повышения экологических показателей автомобильных двигателей.
Табл. -, Ил. 8, Библ. - назв.
|
УДК 621.436
Паюсов В.И.
Новая дизельная продукция ОАО «Звезда»
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 6–9.
Ключевые слова:
дизельные двигатели, развитие конструкции дизелей.
Рассмотрено развитие конструкций дизелей двух типоразмеров — ЧН18/20 и ЧН16/17 по обеспечению мощностного
диапазона 190–360 кВт.
Табл. 2, Ил. 7, Библ. - назв.
|
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕЯ
|
УДК 621.431.73.001.5
Матейчик В.П.
Динамическая система для оценки различных энергоустановок дорожных транспортных средств
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 10–12.
Ключевые слова:
энергоустановка, экологическая безопасность
Представлены результаты оценки различных энергоустановок с точки зрения их экологической безопасности
в динамической системе «дорожное транспортное средство» в системных объектах: вход, процесс, выход, обратная связь,
ограничение. Систематизация различных схем энергоустановок выполнена с применением метода морфологического
анализа путем сочетания различных вариантов реализации 16 признаков основных функ¬циональных элементов энергоустановки:
топлива, воздуха, двигателя и продуктов сгорания.
Табл. 4, Ил. 1, Библ. 3 назв.
|
РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ.ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
|
УДК 621.431.73-752
Яманин А.И., Пахомов А.В., Краснокутский А.В.
Расчет виброактивности поршневой машины на начальной стадии проектирования
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 13–15.
Ключевые слова:
поршневой двигатель, вибрация.
Показана эффективность применения на ранних стадиях проектирования дискретных упругомассовых вибрационных моделей поршневых
двигателей. В ходе численного решения дифференциальных уравнений движения масс с использованием программных
продуктов для исследования динамики механических систем учитывался весь спектр внешнего возмущающего воздействия.
Табл. 1, Ил. 6, Библ. 2 назв.
|
УДК 621.41-53
Столяров С.П.
К вопросу о системе регулирования двигателя Стирлинга изменением мертвого объема рабочего контура
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 15–17.
Ключевые слова:
двигатель Стирлинга, система регулирования мощности.
Выбраны оптимальные системы регулирования мощности двигателя Стирлинга изменением мертвого объема внутреннего контура
для различных конструкций двигателя.
Табл. -, Ил. 3, Библ. - назв.
|
УДК 621.436.018.76
Самойленко А.Ю.
Определение среднего индикаторного давления на основе гармонического анализа индикаторной диаграммы дизеля
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 17–19.
Ключевые слова:
дизель, индикаторное давление.
Анализом развернутой индикаторной диаграммы дизеля в частотной области доказано, что информация о среднем
индикаторном давлении содержится в параметрах только первых двух гармоник процесса. Приведены результаты компьютерного
моделирования, подтверждающие этот вывод.
Табл. 1, Ил. 2, Библ. - назв.
|
Содержание
Архив года
|
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА
|
УДК 621.43-233.13:531.43
Абачараев И.М., Абачараев М.М., Дорохов А.Ф., Шихсаидов Б.П.
Конструкторско-технологические разработки по повышению ресурса и экономичности двигателя внутреннего сгорания
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 20–22.
Ключевые слова:
ДВС, коленчатый вал, ресурс.
Изложены результаты поисков путей повышения ресурса основного элемента ДВС — коленчатого вала.
Предложен вариант коленчатого вала с маслогонными канавками расчетного радиуса на рабочих шейках.
Экспериментально установлено снижение расхода топлива и масла в быстроходных дизелях Ч8,5/11 и Ч9,5/11.
Табл. 1, Ил. 4, Библ. 8 назв.
|
УДК 621. 43-233.13:669.15
Санинский В.А.
Влияние азотирования коленчатых валов и сопутствующих факторов на соосность коренных шеек
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 22–24.
Ключевые слова:
ДВС, коленчатый вал.
Выявлена на основе статистических данных зависимость увеличения отклонений соосности коренных шеек коленчатых валов
от технологических условий: хранения, транспортировки, естественного и искусственного старения и т. п.,
а также погрешности измерений.
Табл. 1, Ил. 4, Библ. - назв.
|
Содержание
Архив года
|
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
|
УДК 621.431.74.068
Толшин В.И., Якунчиков В.В., Амбросов Д.Б.
Способ оценки концентрации оксидов азота в отработавших газах судовых четырехтактных дизелей в условиях эксплуатации
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 25–27.
Ключевые слова:
дизели, отработавшие газы, концентрация оксидов азота.
Разработан метод оценки изменений концентрации NOx, заключающийся в расчете по формуле Максвелла относительного числа
молекул в локальной зоне камеры сгорания.
Табл. 1, Ил. 4, Библ. 5 назв.
|
Содержание
Архив года
|
ТОПЛИВО. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
|
УДК 662.75«313»: 621.431.73
Хачиян А.С.
Применение различных топлив и энергетических установок в автомобилях будущего
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 28–32.
Ключевые слова:
автомобильный двигатель, вредные выбросы, экономичность.
Проанализировано влияние на экономичность и вредные выбросы автомобильных двигателей — бензиновых, газовых,
с топливными элементами, гибридных конструкций и др. — использования природного газа
и его производных в качестве топлива.
Табл. 3, Ил. 1, Библ. 6 назв.
|
УДК 662.753.323
Ведрученко В.Р.
О фракционном составе топлива для дизелей
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 32–35.
Ключевые слова:
дизельное топливо, фракционный состав, воспламеняемость.
Исследовано влияние утяжеления и облегчения фракционного состава топлив на смесеобразование и сгорание в двигателе.
Установлена необходимость облегчения фракционного состава дизельного топлива и утяжеления бензина для обеспечения
бездымного горения и улучшения воспламеняемости.
Табл. -, Ил. 6, Библ. 18 назв.
|
УДК 621.892.099.6
Остриков В.В., Тупотилов Н.Н., Жилин В.В.
Кинетика срабатывания присадок в дизельных маслах
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 35–38.
Ключевые слова:
дизельный двигатель, моторное масло, присадки.
Рассмотрен механизм срабатывания присадок в моторных маслах, используемых в дизельных двигателях.
Для дизельного масла М-1ОГ2 проведен анализ снижения щелочного числа в дизельных двигателях СМД-31.
Табл. 1, Ил. 2, Библ. 7 назв.
|
УДК 621.436.038:662.758
Белов Е.А., Мироненко И.Г., Ломухин В.Б.
Трибологические аспекты работы топливной аппаратуры дизеля на эмульгированном топливе
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 38–40.
Ключевые слова:
дизели, топливная аппарутура, водотопливная эмульсия.
Показано, что при переходе с дизельного топлива на водотопливную эмульсию (ВТЭ) велика вероятность
увеличения скорости изнашивания прецизионных пар топливной аппаратуры (ТА), что вызвано коррозионной
активностью водной фазы. Исключение из топливной системы воздуха, содержащего кислород, являющегося окислителем
для железоуглеродистых пар трения и вызывающего их коррозию в присутствии ВТЭ, положительно сказывается на износостойкости
основных деталей топливной аппаратуры.
Табл. -, Ил. 6, Библ. 5 назв.
|
УДК 621.43.047: 662.754
Гутаревич Ю.Ф., Говорун А.Г., Корпач А.А.
Использование этилового спирта в двигателях с искровым зажиганием
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 40–42.
Ключевые слова:
ДВС с искровым зажиганием, альтернативные топлива.
Приведено описание системы питания ДВС с искровым зажиганием, обеспечивающей подачу в цилиндры двигателя
смеси бензина и этилового спирта, как добавки к бензину, количество которой зависит от режима работы двигателя.
Представлены результаты стендовых испытаний этой системы.
Табл. -2, Ил. 3, Библ. 2 назв.
|
Содержание
Архив года
|
ГИПОТЕЗЫ. ИЗОБРЕТЕНИЯ
|
УДК 621.436.038.6
Голубков Л.Н., Масляный Г.Д., Перепелин А.П.
Резервы улучшения характеристик систем импульсной подачи топлива с электронным управлением
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 43–44.
Ключевые слова:
дизели, топливная система.
Рассмотрены возможности получения характеристик впрыскивания, необходимых для обеспечения дизелями норм токсичности
Евро-4 и выше, в топливной системе насос–топливопровод–форсунка с электронным управлением.
Табл. 1, Ил. 3, Библ. 3 назв.
|
Содержание
Архив года
|
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
|
УДК 621.436
Бордуков В.Т., Гордеев П.А.
По страницам отечественных и зарубежных изданий
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — С. 45–46.
Ключевые слова:
дизели, флот.
Вестник «Новости Российского судостроения» № 17(60), 2003 г.
Россияне создали «летающий» катер
Российские инженеры создали самый быстроходный в мире катер. Разработано «летающее» судно в конструкторском бюро Сухого.
Катер только по паспорту должен делать 60 узлов. Крейсерский ход судна — почти 110 км/ч.
Российский военно-морской флот накануне крупных преобразований
Российский военно-морской флот в перспективе будет не прибрежным и не океанским, а комбинированным.
... надводные корабли будут теперь строиться как многофункциональные. Корабли будут создаваться с элементами
технологии «стелс»,
т. е. станут куда менее заметными для радаров противника.
Под крупными в ВМФ подразумеваются субмарины водоизмещением 25-50 тыс. т. Вместо них в перспективе в России будут
строиться многоцелевые атомные подводные лодки с максимальным водоизмещением 12 тыс. т. Дизельные же подлодки
и вовсе будут ограничены 1 тыс. т.
ВМФ новой эпохи
Аналитики ЦНИИ им. академика Крылова отмечают, что задачи, возложенные на военно-морские силы, обусловливают номенклатуру боевых надводных кораблей общего назначения в составе авианосного корабля, многоцелевого корабля океанской зоны для охранения авианосцев и самостоятельных действий (эсминец), универсального корабля морской зоны (фрегат), корабля ближней зоны (корвет) и противоминного корабля:
— эсминец будет иметь водоизмещение до 10 тыс. т, скорость хода 28-30 узлов, дальность плавания 16-17— узловым ходом — до 10 тыс. миль. Тип главной энергетической установки — газотурбинный, с полным электродвижением;
— фрегат будет иметь водоизмещение около 5 тыс. т. Состав его вооружения был бы полностью идентичен вооружению эсминца. Корвет водоизмещением до 2 тыс. т предназначен для небольших операций в ближайшей зоне береговой охраны.
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
|
Вестник «Новости Российского судостроения» № 19(62) 2003 г
Доктрина Вооруженных Сил. Реформа (выдержки)
В. Путин и С. Иванов определили доктрину развития российских Вооруженных Сил на ближайшие 30 лет. Армия станет компактной, мобильной, профессиональной, обладающей высокоточным оружием.
• Министерство обороны подготовило так называемую «Белую книгу». Это военная доктрина нашей страны на самое ближайшее будущее и обозримую перспективу.
• Что в «Белой книге» главное ?
• Концепция широкомасштабной войны уходит в прошлое. Сухопутные войска перестали быть основной силой военного конфликта. Победа теперь достигается за счет ударов с воздуха. Российская военная доктрина не исключает возможность нанесения превентивного удара в различных регионах мира.
• Наша страна продолжает рассматривать Афганистан и сопредельные регионы Центральной Азии как возможно опасные направления.
• ФГУП «Адмиралтейские верфи» приступило к завершающей стадии работ по строительству головной дизель-электрической подводной лодки четвертого поколения проекта «Лада».
• Неприятие законов, которые способствуют развитию промышленности, — преступление.
• 10 октября 2003 г. состоялось учредительное заседание Экспертно-координационного совета по проблемам предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
• Принято решение создать экспертно-координационный совет по проблемам ОПК при парламентском центре «Наукоемкие технологии, интеллектуальная собственность». Необходимо разработать комплекс мер по поддержке российской промышленности. При этом особое внимание предлагается уделить правовой поддержке интеллектуальной собственности. Современная мировая экономика характеризуется смещением форматов производственных процессов — от индустриального общества к постиндустриальному (информационному).
• Все очевиднее проявляется ориентация западных стран на новый вид разделения труда в мировой экономике: самые современные производственные предприятия материальной продукции переводятся в страны третьего мира, а производство знаний остается в западных странах. Наше производство находится в таком положении, что мы не можем реально конкурировать с производителями стран третьего мира, потому что себестоимость наших товаров получается выше. С другой стороны, у нас есть много высокотехнологичных изобретений, но нет денег на их реализацию, что затрудняет позиционирование себя как развитой страны.
• Следующим шагом должно стать осознание того, что Россия может успешно торговать продукцией ОПК.
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
|
DIESEL & GAS TURBINE WORLDWIDE, 2003, № 5
M. McNeely. ARES — Gas Enguies for Today & Beyond (ARES — газовые двигатели сегодня и в будущем).
Продолжение. См. «Двигателестроение» 2003, № 4, стр. 50.
По страницам зарубежных журналов
• Фирмы «Caterpillar», «Cummins» и «Waukesha» — за технологию, направленную на снижение эмиссий, высокий КПД, низкую стоимость газовых двигателей.
•.... Министерство Энергетики США объединило три североамериканских больших производителей газовых двигателей, создав при этом программу: «Передовые двигательные системы (Advanced Reciprocating Engine Systems — «ARES»), которая сфокусирована на технологиях производства газовых двигателей в целях повышения КПД, уменьшения вредных выбросов и снижения затрат за весь жизненный цикл двигателя.
•Производители и команды обеспечения, а также вовлеченные в программу несколько университетов и национальных лабораторий разрабатывают материалы будущего — уникальные виды топлива, передовые системы зажигания и сгорания, катализаторы, смазочные материалы, технологии и пр.
•Фирма «Caterpillar» была первой, которая представила на коммерческой основе ряд своих разработок по линии ARES. На рис.1 показана генераторная установка Cat G3520C, которая была размещена в 2002 г. на фирме: «НеЬег Light & Power» в г. Heber, штат Юта, США.
•«Caterpillar» работает с университетом города Purdue над уникальной технологией уменьшения трения, что ведет к видоизменению поверхностей поршневых колец и вкладышей для снижения трения в целях увеличения срока службы деталей. Ими разработан испытательный стенд для измерения
трения между поршневыми кольцами и втулкой цилиндра.
•Фирма «Cummins» использует свои газовые двигатели типа QSK и QSV для участия в программе ARES, включая модификацию QSV91. «Cummins» проводит интенсивную работу по программе ARES, работая с университетом штата Колорадо над дизайном, моделированием и активными испытаниями дизельных систем зажигания.
•Фирма «Waukesha» (рис. 2) использует и отдает предпочтение двигателям серии VGF. На рисунке показан VGF P48GLD с мощностью 800 кВт.
•Ниже приведены ожидаемые параметры двигателей при выполнении программы ARES.
Табл. 1, Ил. 2, Библ. - назв.
|
УДК 621.43
Бордуков В.Т.
24-й Конгресс двигателестроителей — «CIMAC»
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — 3 стр. обложки
Ключевые слова:
Конгресс CIMAC.
Крупнейшим событием во всемирном энергомашиностроении является проведение международного научно-технического
Конгресса двигателестроителей — СИМАК по дизельным, газовым, газотурбинным двигателям внутреннего сгорания.
Как правило, на Конгрессах СИМАК, которые проводятся один раз в два-три года на протяжении более 50 лет,
присутствуют, докладывают и показывают продукцию представители всех ведущих мировых фирм (объединения,
предприятия, институты, КБ, классификационные общества, нефтяные компании и др.), связанные с изучением,
разработкой, созданием, применением, эксплуатацией и ремонтом двигателей. Это фирмы промышленно развитых
стран MAN и B & W, Wartsila, Caterpillar, Cummins, Volvo, Mitsubishi и т.д., всего более 100 фирм и 1000 специалистов из ~30 стран.
На Конгрессе организуется обширная научно-техническая выставка с показом новейших достижений в области НИР, создания и применения двигателей, новейших технологий и разработок элементов, узлов и т. п.
Работа Конгресса проводится в нескольких секциях (дизельные, газовые, газотурбинные двигатели; топливо и масло, малая энергетика и др.).
Всего рассматривается 90-100 докладов.
Как показывает опыт ряда отечественных организаций и заводов (Коломенский, БМЗ, Турбомоторный, «Звезда», ЦНИДИ, и многих других) полученная на Конгрессе информация и данные интенсивно используются и дают положительные результаты. Последние Конгрессы проводились в 1995 г. (Швейцария), 1998 г. (Дания), 2001 г. (Германия).
Очередной 24-й Конгресс пройдет в Японии в г. Киото 7-11 июня 2004 г. Намечено проведение 14 секций, охватывающих все сферы научно-технической и производственной деятельности и технологий двигателестроения.
|
ЮБИЛЕЙ!
|
УДК 621.43
Бордуков В.Т.
Журналу «Двигателестроение» 25 лет
// Двигателестроение. — 2004. — № 1. — 2 стр. обложки
Ключевые слова:
журнал «Двигателестроение»
В 30-х годах прошлого столетия в СССР началось заметное развитие промышленности, машиностроения и, в том числе дизелестроения.
Активизировалась деятельность предприятий и НИИ по созданию новых типов дизелей, новых технологий и т. д. Все это вызвало необходимость развития научно-технической информации, обмена опытом, публикации достижений в НИиОКР и производстве и т. д.
В 1931–32 г.г. решением ВСНХ было организовано Всесоюзное государственное дизельное объединение — «Союздизель», которое поручило ЦНИДИ (тогда ВНИДИ) создать редколлегию и организовать выпуск журнала «Дизелестроение» с целью «...Освещения советской и иностранной научной и производственной мысли в области теоретического изучения, производства и эксплуатации дизелей».
С 1941 г. журнал не выпускался. Институт, совместно с рядом заводов, осуществлял издание «Трудов ЦНИДИ», и с 1954 г. также публикацию статей в журнале «Энергомашиностроение».
В 1979 г. Правительством СССР было поручено ЦНИДИ обеспечить издание межотраслевого научно-технического и производственного журнала «Двигателестроение», как правопреемника журнала «Дизелестроение», т.е. нашему журналу более 70 лет.
В состав редколлегии вошли ведущие специалисты НИИ, ВУЗов, заводов, связанных с созданием, применением, эксплуатацией и ремонтом дизелей и агрегатов на их базе.
Журнал имеет тесные связи и производит обмен изданиями с рядом журналов России: «Двигатель», «Тяжелое машиностроение», «Тракторы и с/х машины», «Химия и технология топлив и масел», «Судостроение», «Морской вестник», «Морской флот», «Новости Российского судостроения», получает и использует выпуски - «Анализ технического уровня ДВС» — НИИД (г. Москва) и др.
Установлены регулярные связи с зарубежными журналами и, в том числе с издательством всемирного каталога и журналов — «Diesel & Gas Turbine Worldwide» и др.
ВАК - «Высшая аттестационная комиссия» рекомендовала журнал для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени.
Редакция журнала активно участвует в выпуске каталогов по ДВС, организации отечественных Конгрессов, конференций и совещаний. В журнале освещается работа международных Конгрессов, симпозиумов и др.
Благодарим всех, принимавших участие в создании, подготовке и выпуске нашего журнала — членов редколлегии, редакции, авторов статей, рецензентов и, конечно, наших читателей и подписчиков, и призываем их продолжать плодотворное сотрудничество с журналом ему всяческую поддержку!
|