ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
DVIGATELESTROYENIYE Editorial Board The authors Subscription Journal archive News archive Contact

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 3 (249) 2012 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.41
Кукис В.С., Куколев М.И., Костин А.И., Дворцов В.С., Ноздрин Г.А., Абакшин А.Ю.

Перспективы улучшения характеристик двигателя Стирлинга
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 3–6.
Ключевые слова: двигатель Стирлинга, регенератор, моделирование, бесшатунный силовой механизм, диссоциирующие газы, вихревая холодильная трубка.

В работе представлены возможные направления исследований по совершенствованию характеристик двигателей с внешним подводом теплоты, а именно: улучшение методики аналитического расчета, численное моделирование элементов двигателей в среде FLUENT, применение бесшатунного силового механизма, применение диссоциирующих газов в качестве рабочего тела, а также вихревой холодильной трубки для разделения рабочего тела во внутреннем контуре с использованием эффекта Ранка–Хильша.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 13 назв.
УДК 621.43.038.12
Еникеев Р.Д., Домбровский О.П., Гарипов М.Д.

Экспериментальные характеристики двухтактного бензинового двигателя с высокой степенью сжатия
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 7–11.
Ключевые слова: поршневой ДВС, рабочий процесс, непосредственный впрыск бензина, степень сжатия, детонация, выбросы вредных веществ.

Предложен способ реализации бездетонационного сгорания в бензиновых двигателях при повышенных степенях сжатия. Экспериментально установлена зависимость содержания углеводородов, оксида углерода и оксидов азота в составе отработавших газов в зависимости от степени сжатия. Определено оптимальное значение степени сжатия с точки зрения топливной экономичности и вредных выбросов.
Табл. -, Ил. 6, Библ. 1 назв.
Содержание Архив года
КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 621.785
Иванов Д.А., Засухин О.Н..

Повышение конструктивной прочности машиностроительных материалов в результате сочетания термической и газоимпульсной обработки
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 12–15.
Ключевые слова: конструкционные стали, алюминиевые и титановые сплавы, прочность, пластичность, термическая обработка, газоимпульсная обработка.

Рассмотрен способ повышения конструктивной прочности металлических машиностроительных материалов в результате сочетания термической и газоимпульсной обработки и приводятся результаты экспериментальных исследований в данной области. Сочетание термической и газоимпульсной обработки позволяет решить задачи достижения конструкционными качественными углеродистыми и экономно легированными сталями более высокой конструктивной прочности по сравнению со стандартной нормализацией без применения закалки на мартенсит с последующим отпуском. Предложенный способ позволяет уменьшить продолжительность технологического процесса упрочняющей термической обработки конструкционных сталей в 3–4 раза, получить более высокую твердость термоупрочняемых алюминиевых и титановых сплавов после закалки и последующего старения. Положительное влияние газоимпульсной обработки на конструктивную прочность металлических материалов связано с релаксацией остаточных напряжений, воздействием на дислокационную структуру и повышением дисперсности образующихся фаз.
Табл. -, Ил. 1, Библ. 3 назв.
Содержание Архив года
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
УДК 621.43.057.3
Аттия А.М.А., Кульчицкий А.Р.

Влияние структуры водотопливной эмульсии на экологические и экономические показатели дизеля
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 16–20.
Ключевые слова: дизели, водотопливная эмульсия, мембранное эмульгирование, структура эмульсии, снижение вредных выбросов.

Приведено описание методики управления структурой ВТЭ на стадии ее приготовления при использовании метода мембранного эмульгирования, а также представлены результаты исследования влияния ВТЭ с заранее заданной структурой на экологические и экономические показатели двигателя и характеристики горения ВТЭ.
Табл. -, Ил. 6, Библ. 14 назв.
УДК 621.43.068.8
Пушнин В.П.

Применение метода электропроводности для анализа структуры дизельной сажи
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 21–25.
Ключевые слова: дизельная сажа, условия образования, электрическое сопротивление сажи, структура первичных агрегатов, «сварка» агрегатов сажи тяжелых топлив.

Выполнен сравнительный анализ условий образования дизельной сажи и технического углерода. Установлено сходство условий образования первичных агрегатов (согласно стандарту ASTM D 3849), что дает возможность использовать опыт исследований структуры технического углерода применительно к дизельной саже. Разработано и испытано устройство для определения электрического сопротивления сажи при различном давлении. Экспериментально исследованы свойства сажи двух дистиллятных топлив, трех тяжелых топлив (включая водотопливную эмульсию) и двух марок технического углерода. Сформулирована гипотеза «сварки» агрегатов сажи тяжелых топлив в точке касания при затвердевании соединений ванадия с низкой температурой плавления.
Табл. 4, Ил. 5, Библ. 12 назв.
Содержание Архив года
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.436
Назаров А.Д.

Способ компенсации суммарной неуравновешенной массы деталей КШМ двигателей V-8 при их изготовлении и ремонте
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 26–30.
Ключевые слова: двигатели V-8, действительная уравновешенность, суммарная неуравновешенная масса деталей КШМ, способ уравновешивания.

Предложен способ компенсации суммарной неуравновешенной массы (СНМ) деталей КШМ автотракторных двигателей V-8, возникающей при установке на двигатель конструктивно усовершенствованных и ремонтных деталей. Способ уравновешивания СНМ реализуется за счет изменения размеров и веса пробок грязесборника, установленных в шатунных шейках коленчатого вала. Предложены варианты изменения размеров, конструкции и материала для изготовления пробок с целью оптимальной компенсации СНМ деталей КШМ. Эффективность фактической уравновешенности коленчатых валов двигателей V-8, выполненной предложенным способом в условиях ремонтного производства, подтверждена экспериментально на балансировочных станках фирмы Шенк.
Табл. 3, Ил. 2, Библ. 5 назв.
УДК 621.431.74
Герасиди В.В., Жук А.Н., Николаев Н.И.

Применение твердых материалов для очистки проточной части турбокомпрессоров
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 31–33.
Ключевые слова: судовые дизели, турбокомпрессор, загрязнение элементов проточной части, очистка порошками твердых материалов.

Рассмотрены условия загрязнения элементов проточной части турбин среднеоборотных судовых дизелей при работе на различных сортах топлива. Показана низкая эффективность стандартной процедуры очистки элементов ТК водой. Предложен способ очистки элементов радиальных турбин порошками твердых сухих очистителей с различными физическими свойствами. Экспериментально показано, что возможный износ элементов проточной части ТК за время очистки незначителен в сравнении с общим износом в процессе эксплуатации ТК.
Табл. -, Ил. 2, Библ. 11 назв.
УДК 621.431.74.004
Васькевич Ф.А., Калинин О.Д.

Особенности конструкции ТНВД дизеля 5S70MC-C и их влияние на технико-экономические показатели
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 34–36.
Ключевые слова: судовой двухтактный дизель, топливная аппаратура, дефекты регулирования, снижение топливной экономичности, износ втулки цилиндра.

Исследования, проведенные на главном дизеле 5S70MC-C танкера «Лиговский проспект», позволили установить дефектность регулировки установленной с постройки судна топливной аппаратуры. Начало подачи насоса имеет место с момента начала движения плунжера от его крайнего нижнего положения, система VIT не работает, топливные насосы не имеют нулевой подачи. Обнаруженные дефекты снижают экономичность двигателя, являются причиной тепловой перегрузки деталей камеры сгорания и повышенных износов цилиндров при работе на частичных нагрузках, что может стать причиной отказов в процессе эксплуатации двигателя.
Табл. -, Ил. 2, Библ. 2 назв.
Содержание Архив года
ГИПОТЕЗЫ. ДИСКУССИИ
УДК 621.43
Жмудяк Л.М., Жмудяк А.Л., Абрамов Е.Г.

Результаты математического моделирования однопоршневого свободнопоршневого двигателя
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 37–39.
Ключевые слова: однопоршневой свободнопоршневой двигатель, математическое моделирование рабочего процесса, частота циклов, устойчивость работы.

Рассмотрены конструкция и рабочий процесс однопоршневого свободнопоршневого двигателя (генератора газа) без клапанов на окнах в гильзе. ОСПД предназначен для генерации газа (продуктов сгорания) высокой энергии с последующим преобразованием в сопле или других устройствах. Потенциально ОСПД может работать с уникально высокой частотой циклов, следовательно, обладает высокой мощностью и компактностью. Создана и реализована программно-математическая модель, при помощи которой выполнен расчет параметров ОСПД, рабочим циклом в одной полости двигателя (по одну сторону поршня), а полость с другой стороны поршня — буферная. Расчеты показали, что простейший вариант ОСПД без регулирования может работать устойчиво при определенных конструктивных соотношениях.
Табл. 2, Ил. 2, Библ. 3 назв.
Содержание Архив года
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.436
Совке С. и др.

Контроль выбросов NOx в мощных газовых двигателях по давлению в цилиндре
(материалы конгресса CIMAC 2010)
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 40–51.
Ключевые слова: газовые двигатели, контроль выбросов NOx, давление в цилиндре, индикаторная диаграмма.

В этом разделе вниманию читателей предлагается один из докладов Конгресса CIMAC-2010, который посвящен методу контроля выбросов NOx по записи диаграммы давления в цилиндре. Запись и расшифровка подобных процессов на серийных двигателях стали возможными относительно недавно, благодаря созданию датчиков давления, способных длительное время выдерживать экстремальные условия работы камеры сгорания, а также программных и аппаратных средств, способных обрабатывать эту информацию в реальном времени. Идея использовать сигнал давления для контроля выбросов NOx не нова, однако авторам удалось продвинуться достаточно далеко в ее развитии, показав принципиальную возможность промышленного внедрения. При этом существующие системы обработки сигнала давления могут быть дополнены новой функцией, что избавляет от необходимости использовать отдельный датчик NOx для контроля выбросов в эксплуатации. Ввиду важности темы мы публикуем перевод доклада практически целиком, с незначительными техническими сокращениями. Перевод доклада выполнен Г. Мельником.
Табл. 2, Ил. 13, Библ. - назв.
УДК
Новости ОАО «Барнаултрансмаш»

Создан новый дизель-генератор
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 11.
Ключевые слова: Барнаултрансмаш, дизель-генератор АД315.

ОАО «Барнаултрансмаш» объявляет о начале продаж новых дизель-генераторных установок АД315 мощностью 315 кВт. В 2011 г. была разработана концепция развития продукции ОАО «Барнаултрансмаш», целью которой стало создание силовых установок общепромышленного применения и их производство в сотрудничестве с ОАО «Автодизель». В конце 2011 г. были начаты работы по расширению типажа дизель-генераторных установок. Базовым образцом нового типоразмерного ряда стал электроагрегат АД315С-Т400-1Р. В июле 2012 г. были завершены приемосдаточные испытания, по результатам которых новый дизель-генератор рекомендован к серийному производству. Дизель-электрический агрегат переменного тока АД315С-Т400-1Р мощностью 315 кВт, первой степени автоматизации предназначен для применения в качестве как основного, так и резервного источника электрической энергии, который прекрасно подходит для комплексного электроснабжения, административных и промышленных зданий, торговых и гостиничных комплексов, больниц, заводов и производств, где важна бесперебойная подача электроэнергии. Электроагрегаты АД315С-Т400-1Р производятся на базе дизельных двигателей ЯМЗ 8503.10 и комплектуются силовыми генераторами Leroy Somer и щитами управления, обеспечивающими 1, 2 и 3 степень автоматизации, а также могут поставляться в контейнерном исполнении. ОАО «Барнаултрансмаш» имеет сорокалетний опыт работы и профессиональные навыки в области энергетического машиностроения и гарантирует стабильные поставки качественных изделий и комплектующих.
Табл. -, Ил. 1, Библ. - назв.
УДК
Новости ОАО ЗМЗ


// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 15.
Ключевые слова: индустриальный парк, производство двигателей.

НОВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ЗМЗ СОЗДАСТ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРК В ЗАВОЛЖЬЕ
Новая стратегия развития Заволжского моторного завода была принята Стратегическим Комитетом ОАО «СОЛЛЕРС». Согласно новому плану ЗМЗ будет выделен в отдельную управленческую структуру для создания на базе площадки индустриального парка. Введенная ранее временная функция генерального директора УАЗ-холдинг приостановлена, а с 1 октября 2012 г. новым генеральным директором завода назначен Андрей Александрович Матюшин, ранее занимавший должность руководителя технического департамента ОАО ЗМЗ. В соответствии с принятой концепцией развития ЗМЗ становится базовой площадкой для формирования индустриального парка с привлечением иностранных производителей автокомпонентов с целью поддержки локализации автомобильных производств в России. Сейчас на промплощадке ЗМЗ уже работают первые резиденты парка: компании «Дайдо Металл Русь» (производство подшипников скольжения), «Trelleborg Automotive» (производство антивибрационных компонентов), компания «LEONI» (производство кабелей и оптоволокна), также заключен договор с «Flaig+Hommel» (производство автонормалей). «Я считаю, что у ЗМЗ есть потенциал стать одним из центров по поставке автокомпонентов для производств иностранных брендов в России, — комментирует Вадим Швецов, генеральный директор ОАО «СОЛЛЕРС», — мы собираемся не только привлекать иностранные компании на нашу площадку, но и развивать собственные технологии производства алюминиевых отливок и мехобработки. Сейчас ЗМЗ необходим независимый директор, который смог бы управлять сложным масштабным производством и оперативно загружать мощности индустриального парка». При непосредственном участии нового генерального директора были открыты проекты с компаниями Ford, Knorr Bremse и ZF-Kama, а также проработаны варианты сотрудничества и заключены договоры с резидентами площадки ЗМЗ.

ЗАВОЛЖСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД ЗА 9 МЕСЯЦЕВ 2012 Г. НА 19% УВЕЛИЧИЛ ПРОИЗВОДСТВО ДВИГАТЕЛЕЙ
Всего за январь-сентябрь ЗМЗ выпущено более 67 тыс. двигателей всех модификаций, включая дизельную версию. Рост производственной программы достигнут за счет выпуска 4-цилиндровых двигателей 406-го семейства по заказам УАЗа и дилерских организаций для реализации на вторичном рынке. На долю Ульяновского автомобильного завода приходится 75 % общего объема поставок. По его заявкам было изготовлено 50 630 двигателей, что на 18 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. По заказам ПАЗа было реализовано 4047 восьмицилиндровых двигателей — на 27,3 % больше факта января-сентября 2011 г. На ГАЗ в рамках госзаказа было поставлено 27 двигателей. Объемы поставок на вторичный рынок превысили уровень аналогичного периода прошлого года на 26,5 % и составили 12 765 двигателей. При этом достигнуто повышение качества выпускаемых двигателей. За счет внедрения мероприятий заводской программы в области качества удалось на 26,5 % снизить внутреннюю дефектность, выявляемую на собственных испытательных станциях, и на 24 % — внешнюю, выявляемую у основного потребителя двигателей — Ульяновского автозавода. Количество рекламаций сократилось на 16 %.
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
Содержание Архив года
УДК
Новости ОАО «Звезда»


// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 12.
Ключевые слова: ОАО «Звезда», дизельный двигатель.

ПОДПИСАНИЕ СОГЛАШЕНИЯ О СОЗДАНИИ R & D ЦЕНТРА
7 июля 2012 г. губернатор Георгий Полтавченко провел в Смольном рабочую встречу с генеральным директором компании AVL List GMBH и председателем Австрийско-Российского делового совета Хельмутом Листом. На встрече обсуждались вопросы сотрудничества Петербурга и австрийских компаний в сфере высоких технологий, научных исследований и подготовки квалификационных кадров. Также на встрече в присутствии губернатора Санкт-Петербурга Г. Полтавченко было подписано соглашение между Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, AVL List GMBH и ОАО «Звезда» о создании R & D Центра дизельных двигателей и трансмиссий. Центр будет заниматься совместными проектами, в том числе по разработке современных типов высокоэффективных двигателей, по созданию гибридных силовых установок, разработке конкурентоспособных экологически безопасных транспортных средств.

ОАО «ЗВЕЗДА» ПРИНЯЛО УЧАСТИЕ В ВЫСТАВКЕ «РОССИЙСКИЙ ПРОМЫШЛЕННИК»
ОАО «Звезда» приняло участие в XVI Международном Форуме-выставке «Российский промышленник», который прошел в ВК «Ленэкспо» с 25 по 28 сентября 2012 г. За время проведения выставки стенд предприятия посетили представители Российских и зарубежных компаний, среди них были: ОАО «Авторесурс», ООО «Бриз», GrainEngineering, ЗАО «РУСBИЛ», ЗАО «Сатурн-Инструментальный завод», ОАО «Станкосфера» (Белорусь), ЦНТЦ «Гидравлика», ООО «Запчасти-Трейд», НПП «Монотрон», Центр Инновационного развития «СИНАРА ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ», Авиакомпания «Промышленная Авиация», ОАО «DEKA» и др. Посетители стенда интересовались возможностями «Индустриального парка» ОАО «Звезда», размещением заказов на металлообработку на оборудовании ЦКД «Звезда». Наибольший интерес вызвал новый проект по разработке базовых образцов модельного ряда высокооборотных дизельных двигателей для дизель-генераторных установок различного назначения в мощностном диапазоне 400–1700 кВт, реализуемый ОАО «Звезда» в рамках ФЦП «Национальная технологическая база». За активное участие в выставке ОАО «Звезда» награждено почетным дипломом.
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
УДК
Новости ОАО КАМАЗ

Электробус НЕФАЗ прошел сертификацию
// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 36.
Ключевые слова: КАМАЗ, электрический автобус.

Успешно прошел сертификацию первый в России электробус — электрический автобус НЕФАЗ-52992. Его автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 км. Новинка разработана и создана специалистами НИИ Комбинированных энергоустановок совместно с ОАО НЕФАЗ — дочерним предприятием КамАЗа в Башкирии, по заказу фирмы «Лиотех» для нужд Росатома. На крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса размещена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея энергоемкостью 313,6 кВт/ч. Электробус оборудован зарядным устройством мощностью 48 кВт, при этом процесс полной зарядки бортового аккумулятора занимает восемь часов. Для быстрой зарядки (20–30 минут) от сети до 500 кВт на НЕФАЗ-52992 установлены специальные силовые разъемы. Электробус оснащен системой телеметрии, которая по ГЛОНАСС или GSM-каналам передает информацию на удаленный компьютер сервисной службы для контроля параметров состояния батареи и основных агрегатов. Конструкция, комплектующие и качество сборки соответствует всем требованиям, которые сегодня предъявляются к средствам перевозки пассажиров на городском транспорте.
Табл. -, Ил. 1, Библ. - назв.
УДК
Новости ЧТЗ


// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 39.
Ключевые слова: ЧТЗ, механообрабатывающий комплекс, сельскохозяйственная техника.

НА ЧТЗ ГОТОВЯТ К ЗАПУСКУ ВЫСОКОТОЧНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ИЗ ЧЕХИИ
Два обрабатывающих центра и токарный станок с ЧПУ чешской фирмы «Kovosvit MAS» смонтированы на производстве перспективных технологий Челябинского тракторного завода. Технологическую наладку нового оборудования выполнят специалисты из Чехии. Первую партию современного оборудования «Kovosvit MAS» поставил предприятию в прошлом году. В нынешнем также было несколько поставок. Восемь современных механообрабатывающих комплексов, предназначенных для изготовления деталей высокой точности для двигателей, в том числе перспективной серии «Т», сегодня производят продукцию. На участке точных деталей завершается наладка девятого. Это вертикальный центр для одновременной обработки заготовки в пяти координатах. Ранее здесь были включены в производственный процесс два токарно-фрезерных центра и станок с ЧПУ. На новом оборудовании участка изготавливают требующую особой точности и балансировки крыльчатку турбокомпрессора, комплектующие для топливной аппаратуры дизелей. Чтобы обсудить перспективы дальнейшего сотрудничества весной на Челябинском тракторном заводе побывал председатель правления и владелец «Kovosvit MAS» Франтишек Комарек. Поставки оборудования чешского производства продолжатся и в 2013 г.

ЧТЗ И ЕГО ПАРТНЕР ПОКАЗЫВАЮТ В СТОЛИЦЕ НОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ СЕРИИ «Т»
На открывшейся 10 октября в столичном «Крокус-Экспо» выставке «Агросалон-2012» Челябинский тракторный завод представил перспективный четырехцилиндровый двигатель серии «Т». На крупнейшей в стране выставке сельскохозяйственной техники и оборудования ЧТЗ демонстрирует свою новинку совместно с Ногинским заводом топливной аппаратуры, поставляющим на предприятие топливные насосы с электронным регулятором взамен аналогичного узла с механическим приводом. Планируется, что партнеры из Ногинска будут поставлять современную топливную аппаратуру для новых тракторных двигателей, серийный выпуск которых планируется на Челябинском тракторном заводе в следующем году.
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
УДК
Новости EATON


// Двигателестроение. — 2012. — № 3. — С. 51.
Ключевые слова: EATON, международный автосалон.

На Международном Автосалоне IAA в Ганновере (Германия) в сентябре 2012 г. многоотраслевая корпорация «Eaton» представила широкий спектр решений для производителей коммерческих автомобилей, которые позволяют повысить топливную экономичность и сократить количество вредных выбросов. В числе новинок:
— гидравлический компенсатор для двигателей большой и средней мощности, который улучшает компоновку деталей, упрощает монтаж и уменьшает затраты;
— UltraShift PLUS — новое семейство трансмиссий для работы в сложных условиях эксплуатации;
— пластиковые масляные поддоны и крышки цилиндров, которые помогут транспортному средству соответствовать стандартам Euro 6;
— инновационные решения для системы отопления и кондиционирования воздуха для коммерческих автомобилей: новое поколение внутренних теплообменников и фитингов без потери давления.
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
Содержание Архив года

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
Яндекс.Метрика