ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 2 (252) 2013 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ
УДК 621.436

Итоги торгов по лотам подпрограммы «Создание и организация производства в РФ в 2011–2015 гг. дизельных двигателей и их компонентов нового поколения», разыгранных в 2013 г.
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 3–6.
Ключевые слова: федеральная целевая программа, открытый конкурс, лоты.

В очередном (третьем) этапе открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение НИОКР по созданию новых двигателей и их компонентов, состоявшемся с 26.04.2013 г. по 13.05.2013 г., Минпромторг разыграл 13 лотов. Подробнее
Табл. 1, Ил. -, Библ. - назв.
ЮБИЛЕЙНЫЕ ДАТЫ КОЛОМЕНСКОГО ЗАВОДА
УДК 621.436
Рыжов В.А.

110 лет дизелестроению на ОАО «Коломенский завод»
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 7–14.
Ключевые слова: Коломенский завод, юбилей, дизелестроение, история развития.

Летом 1863 г. военным инженером А.Е. Струве в г. Коломна были основаны мастерские для выполнения подряда на строительство железнодорожного моста через Москву-реку. Этим было положено начало созданию Коломенского завода. В 1903 г. по лицензии завода братьев Нобель был построен первый одноцилиндровый дизель-мотор мощностью 18 л. с. Приведена историческая справка о становлении и развитии двигателестроения для железных дорог, промышленности и флота.
Табл. -, Ил. 8, Библ. - назв.
Содержание Архив года
РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.43
Путинцев С.В., Кулешов А.С., Агеев А.Г.

Оценка механических потерь современных поршневых двигателей
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 15–20.
Ключевые слова: механические потери, давление механических потерь, поршневой двигатель, поршневые кольца, вязкость моторного масла.

Обоснована необходимость, получен вид и показана адекватность новой уточненной зависимости для расчетной оценки механических потерь поршневых ДВС с учетом нагрузки, упругости поршневых колец и вязкости моторного масла. Даны рекомендации по рациональному назначению исходных данных при использовании предложенной зависимости.
Табл. 4, Ил. -, Библ. 18 назв.
Содержание Архив года
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
УДК 621.431
Обозов А.А., Таричко В.И.

Математическое имитационное моделирование рабочего процесса автомобильного ДВС в целях получения диагностической информации
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 21–25.
Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, математическое имитационное моделирование, диагностирование ДВС.

Представлены результаты математического имитационного моделирования рабочего процесса бензинового двигателя ГАЗ-52 (6Ч8,2/11) для получения информации о симптоматике его неисправностей. Приведена оценка адекватности разработанной модели. Выполнено моделирование работы двигателя с имитацией нарушения герметичности камеры сгорания. Заданы классы исправного и неисправного состояний двигателя.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 7 назв.
Содержание Архив года
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
УДК 621.436
Новиков Л.А.

Ограничение выбросов NOx на уровне IMO Tier-3 для судовых дизелей отложено до 2021 года
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 26–32.
Ключевые слова: судовые дизели, выбросы NOx, промышленные технологии, зоны контроля выбросов, стандарты IMO Tier-3, перенос сроков введения.

В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) в Лондоне в период с 13 по 17 мая 2013 г. состоялось заседание 65-й сессии Комитета по защите морской среды (КЗМС), рассмотревшему готовность к промышленному освоению технологий для снижения выбросов NOx судовыми дизелями на 80 %. В ходе состоявшейся дискуссии была обоснована преждевременность введения в Балтийском море зоны контроля выбросов NOx (NECA) и стандарта по ограничению выбросов NOx для судовых дизелей на уровне IMO Tier-3 с 01.01.2016 г. Российская делегация смогла добиться решения о переносе этой даты сроком на пять лет, до 01.01.2021 г. Решение было принято большинством участников сессии КЗМС, согласившихся с технологической неготовностью промышленности к выпуску и инфраструктурной неготовностью портов к эксплуатации судовых двигателей, соответствующих заявленным нормативам.
Табл. 2, Ил. 4, Библ. 7 назв.
Содержание Архив года
ИПИ-ТЕХНОЛОГИИ
УДК 55.42.31; 55.03.33
Маслов А.П.

Формирование информационного пространства по созданию силовых модулей на основе CALS/ИПИ технологий
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 33–36.
Ключевые слова: поршневые ДВС, CALS/ИПИ технологии, единое информационное пространство, создание силовых модулей.

Представлена актуальность и предложена методология формирования единого информационного пространства для создания силовых модулей поршневых ДВС на основе CALS/ИПИ-технологий. Предложена схема взаимодействий различных организаций в рамках данного пространства с использованием государственной автоматизированной избирательной системы ГАС «Выборы».
Табл. 1, Ил. 3, Библ. 10 назв.
УДК 621.436
Еникеев Р.Д., Черноусов А.А.

Программный пакет ALLBEA: задачи интеграции с информационной средой проектирования ДВС
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 37–40.
Ключевые слова: двигатели внутреннего сгорания, пакеты прикладных программ, проектирование, информационное обеспечение.

Обсуждается задача интеграции пакета программ ALLBEA для моделирования процессов в технических системах с единым информационным пространством, поддерживающим проектирование ДВС на основе CALS/ИПИ-технологий. Отмечена важность интеграции с ALLBEA математических моделей независимых исследовательских групп, позволяющих описать физические процессы и конкретные элементы технических систем.
Табл. -, Ил. 1, Библ. 5 назв.
Содержание Архив года
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.436
Леонтьев Л.Б., Надежкин А.В., Макаров В.Н., Токликишвили А.Г.

Анализ функционирования трибосистемы шейка коленчатого вала–вкладыш подшипника–смазка судовых среднеоборотных дизелей
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 41–47.
Ключевые слова: трибосистема, моторное масло, вязкость, износ, механические примеси, коленчатый вал.

Представлены результаты исследования условий работы трибосистемы шейка коленчатого вала-вкладыш подшипника-смазка судовых среднеоборотных дизелей, эксплуатируемых на тяжелых и дистиллятных топливах. Рассмотрено влияние показателей работающего моторного масла и содержащихся в нем продуктов износа на интенсивность изнашивания пар трения. Приведены рекомендации по повышению надежности работы узлов трения судовых дизелей.
Табл. 1, Ил. 5, Библ. 5 назв.
Содержание Архив года
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.43
Ларсен Р., Рудт В.

Двухтопливный двигатель MAN B&W серии ME-GI, работающий на сжиженном нефтяном газе (материалы конгресса CIMAC 2010)
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 48–58.
Ключевые слова: судовые малооборотные дизели, газодизельный цикл, сжиженный природный газ, сжиженный нефтяной газ, пилотное топливо, вредные выбросы.

Настоящий обзор продолжает серию публикаций материалов 26-го Конгресса CIMAC и посвящен вопросам использования газового топлива в мощных судовых двухтактных двигателях. Предлагаемый доклад суммирует результаты работ фирмы MAN B&W по переводу части своих двигателей серии МЕ на газодизельный цикл.
Успешный опыт применения сжиженного природного газа (СПГ) в подобных установках позволяет надеяться на более широкое их применение в ближайшем будущем, учитывая то обстоятельство, что переход на газ в значительной степени решает проблему вредных выбросов.
Вместе с тем отмечается, что конкурентоспособность газового топлива достаточно ограничена, что объясняется не только относительно высокой ценой СПГ, но и неразвитостью сети логистики. На сегодняшний день в мире, за исключением Норвегии, очень мало портов, где существуют терминалы для заправки СПГ.
В качестве альтернативы рассматривается сжиженный нефтяной газ (СНГ), который более доступен. Его производство, в частности, как побочного продукта производства СПГ, быстро растет. Работа с СНГ, в отличие от СПГ, не требует применения криогенной техники, что существенно удешевляет двигательную установку.
Перевод доклада выполнен Г. Мельником.
Табл. 1, Ил. 7, Библ. 6 назв.
УДК
Новости ЗАО «Трансмашхолдинг»

В подмосковной Коломне построят новый дизельный завод
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 25.
Ключевые слова: Коломенский завод

В подмосковном городе Коломна, на базе ОАО «Коломенский завод» до декабря 2015 г. будет запущено совместное производство дизельных двигателей. Об этом договорились на Петербургском международном экономическом форуме «Трансмашхолдинг» (ТМХ) и немецкий двигателестроительный концерн «Tognum». Меморандум о соглашении был подписан президентом «Трансмашхолдинга» Андреем Бокаревым и председателем совета директоров «Tognum» Йоахимом Коэрсом.
Обе стороны затратят на этот проект не менее 80 млн евро. На предприятии после проведенной реконструкции и строительства, будет выпускаться в год до 1000 дизелей для железнодорожного транспорта, стационарных энергоустановок и в горнодобывающей промышленности.
Разработка проектной документации будет завершена к 1 ноября 2013 г., а уже в декабре 2015 г. планируется выпуск первых дизелей.
Управление совместным предприятием (СП) будет производиться через новое предприятие — ООО «МТУ Трансмашхолдинг Дизельные Технологии». «Трансмашхолдинг» (ТМХ), является крупнейшим в России производителем подвижного состава для железной дороги и метро. Заводы ТМХ расположены в Санкт-Петербурге, Брянске, Пензе, Московской, Ростовской и Тверской областях. Структура собственности выглядит таким образом: у РЖД и «Alstom» по 25 %+1 акций, остальные акции принадлежат Искандеру Махмудову, Андрею Бокареву и структуре «Трансгрупп».
Сообщается, что группа компаний «Tognum» выпускает двигатели и промышленные энергетические установки для судостроительной отрасли, тяжелой и сельскохозяйственной техники, железнодорожного транспорта, военного применения, нефте- и газодобывающей промышленности. Основными составляющими этого оборудования являются дизельные двигатели мощностью до 10 000 кВт, газовые двигатели мощностью до 2150 кВт и газовые турбины мощностью до 45 000 кВт. В 2012 г. денежный оборот «Tognum» превысил 3 млрд евро. Компания состоит из 24 предприятий, на которых работает более 10 000 сотрудников.
21.06.2013 http://www.osanor.ru/?id=2069&category=63&do=news
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
Содержание Архив года
УДК
Новости «Группы СИНАРА»

ОАО «Синара-Транспортные Машины» приняло участие в Международном военно-морском салоне МВМС-2013 (г. Санкт-Петербург)
// Двигателестроение. — 2013. — № 2. — С. 36.
Ключевые слова: Международный военно-морской салон.

На Международном военно-морском салоне МВМС-2013 (г. Санкт-Петербург) ОАО «Синара-Транспортные Машины» представило продукцию Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ, дочернее предприятие ОАО СТМ). Для партнеров и потенциальных заказчиков продукции холдинга была проведена отраслевая конференция «Современные разработки СТМ в дизелестроении для военно-морского флота РФ и гражданского судостроения». В работе конференции приняли участие ведущие судостроительные компании и представители отрасли: ОАО «Гипрорыбфлот», ОАО «Адмиралтейские Верфи», 1-го ЦНИИ Минобороны РФ, ФГУП «НПО Автоматики им. Семихатова», ОАО «СПМБМ Малахит», ОАО «ЦМКБ Алмаз», ФГУП «Крыловский ГНЦ», ОАО «ЦКБМ Рубин», ОАО «ЦКБ Айсберг», ОАО «Красное Сормово», ОАО «Зеленодольское ПКБ», ООО «ЦНИДИ-ЭкоСервис», ООО «ЦНИДИ», FEV GmbH (Германия). На конференции прошла презентация типоразмерного ряда модернизированных дизель-генераторов: АДГ 630, 1000, 1600 кВт, серийно выпускаемых УДМЗ, а также представлены результаты разработки дизельных двигателей нового поколения мощностью 1000–3000 кВт, создаваемых заводом в рамках реализации проекта «Дизельстрой», включенного в федеральную целевую программу по поддержке отечественного дизелестроения. Свою оценку действующим и новым проектам СТМ высказали ведущие эксперты отрасли двигателестроения. В своих выступлениях они отметили, что технические показатели современных серийных дизель-генераторов УДМЗ позволяют активно использовать их в военном судостроении, а технические характеристики перспективного семейства дизелей расширят область их применения в гражданском судостроении. По словам генерального директора Уральского дизель-моторного завода Николая Овчинникова, сегодня дизель-генераторы производства УДМЗ подтвердили свои высокие показатели надежности и качества. «Уверен, что и новая линейка дизель-генераторов будет также широко применяться в проектах российских судостроителей», – подчеркнул Н.Овчинников.
Табл. -, Ил. 1, Библ. - назв.
Содержание Архив года

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив