ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
DVIGATELESTROYENIYE Editorial Board The authors Subscription Journal archive News archive Contact

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 2 (280) 2020 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.436
Маслов А.П., Рождественский Ю.В., Левцов М.В.

Графоаналитический анализ возможности обеспечения одинакового хода поршней V- и W-образных двигателей с прицепными шатунами
// Двигателестроение. — 2020. — № 2. — С. 3–8.
Ключевые слова: V- и W-образные двигатели, главные и прицепные шатуны, равенство хода поршней, графоаналитическое построение КШМ.

Представлен графоаналитический метод построения КШМ V- и W-образных двигателей с прицепными шатунами, позволяющий создавать условия для достижения одинакового хода поршней, соединенных с главным и прицепным шатунами. Условия достижения равенства хода поршней обеспечиваются за счет выбора геометрических размеров деталей КШМ и взаимного расположения деталей ЦПГ. Предложена математическая формула для расчета и размеров КШМ с одинаковым ходом поршней в цилиндрах с главным и прицепным шатунами виртуального W-образного двигателя.
.pdf
Табл. -, Ил. 7, Библ. 4 назв.
Содержание Архив года
УДК 621.437
Федянов Е.А., Левин Ю.В., Шумский С.Н.

Использование фазированной подачи малых добавок водорода для улучшения показателей роторного двигателя Ванкеля
// Двигателестроение. — 2020. — № 2. — С. 9–12.
Ключевые слова: двигатель Ванкеля, фазированный впрыск водорода, повышение экономичности, снижение выбросов углеводородов.

Роторно-поршневой двигатель, выполненный по схеме Ванкеля, обладает малыми габаритами и весом, большой удельной мощностью и является альтернативой традиционным поршневым двигателям. Однако повышенный расход топлива и выбросы несгоревших углеводородов препятствуют их широкому распространению. Устранение отмеченных недостатков достигнуто за счет добавок свободного водорода. Представлены результаты экспериментальных исследований рабочего процесса роторно-поршневого двигателя Ванкеля ВАЗ-311 с фазированной (по времени) подачей добавки водорода, обеспечивающей повышение полноты сгорания рабочей смеси.
.pdf
Табл. 1, Ил. 3, Библ. 21 назв.
Содержание Архив года
СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ. АГРЕГАТЫ
УДК 621.313.322-843.6
Радченко П.М., Крашенинин В.Е., Макаев М.А.

Комбинированный двухэтапный наддув дизель-генератора в переходных режимах
// Двигателестроение. — 2020. — № 2. — С. 13–18.
Ключевые слова: судовой дизель-генератор, режимы наброса нагрузки, приемистость турбокомпаундная система, колесо турбины, подача сжатого воздуха, качественный переходный процесс.

Рассмотрена технология комбинированного двухэтапного наддува судового дизель-генератора в переходных режимах. Технология реализована за счет электропривода ротора турбокомпрессора и подачи сжатого воздуха на колесо турбины. Технология обеспечивает повышение полноты сгорания топлива, снижение вредных выбросов, улучшение приемистости и повышение качества электроэнергии, вырабатываемой дизель-генератором, при резком набросе нагрузки.
.pdf
Табл. 1, Ил. 6, Библ. 7 назв.
Содержание Архив года
ТОПЛИВО. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 621.43.057
Плотников С.А., Кантор П.Я., Мотовилова М.В.

Расчет характеристик впрыскивания при работе дизеля на активированном топливе
// Двигателестроение. — 2020. — № 2. — С. 19–23.
Ключевые слова: дизель, распыливание подогретого топлива, работоспособность форсунки, параметры топливного факела.

Экспериментально проверена работоспособность топливной форсунки, распыливающей дизельное топливо, подогретого до 300 °С Приведены результаты расчетов геометрических характеристик топливного факела при впрыске горячего топлива: угол конуса распыливания топлива, скорость и длина топливного факела, средний размер капель. Гипотетически обоснована возможность улучшения качества смесеобразования и полноты сгорания, повышения эффективных и ресурсных показателей дизеля при впрыске разогретого топлива в камеру сгорания.
.pdf
Табл. 1, Ил. 3, Библ. 13 назв.
Содержание Архив года
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.436
Бирюков Н.Н., Мудрецов Д.Н., Марков В.А., Поздняков Е.Ф., Карпец Ф.C.

Удаление нагара в двигателях внутреннего сгорания с помощью водородно-воздушной смеси
// Двигателестроение. — 2020. — № 2. — С. 24–29.
Ключевые слова: Поршневые ДВС, детали камеры сгорания, нагарообразование, генератор водородно-воздушной смеси, удаление нагара и кокса.

Приведены основные факторы, влияющие на процессы отложения нагара и кокса на деталях камеры сгорания дизельных и бензиновых двигателей. Рассмотрены возможные неисправности двигателей, вызванные интенсивным нагарообразованием и коксообразованием. Предложен способ очистки деталей камеры сгорания поршневых ДВС от нагара за счет подачи в цилиндры двигателя водородно-воздушной смеси. В качестве генератора водородно-воздушной смеси служит установка Leader-4М, разработанная в целях реализации технологии удаления нагара и кокса. Приведены результаты испытаний установки на моторном стенде, экспериментально подтверждена ее эффективность.
.pdf
Табл. 2, Ил. 5, Библ. 18 назв.
Содержание Архив года
УДК 621.432.4
Валеев Р.С., Еникеев Р.Д., Сакулин Р.Ю.

Повышение стойкости поршней двухтактных ДВС к прогару посредством нанесения МДО-покрытия
// Двигателестроение. — 2020. — № 2. — С. 30–34.
Ключевые слова: двухтактный бензиновый двигатель, прогар днища поршня, термобарьерная теплозащита, нанесение МДО-покрытия.

Существенная проблема эксплуатации форсированных двухтактных бензиновых двигателей — прогар днища поршней. Одним из методов решения этой проблемы являются нанесение термобарьерных покрытий, формируемых методом микродугового оксидирования (МДО). Проведены исследования, подтверждающие способность МДО-покрытия на днище поршня, значительно повысить устойчивость к прогару. Экспериментально установлено, что нанесение МДО-покрытия на днище поршня, повышает его тепловую стойкость и не оказывает негативного влияния на эффективные и экологические показатели двигателя.
.pdf
Табл. 2, Ил. 9, Библ. 20 назв.
Содержание Архив года
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.43

Водород — перспективное топливо для поршневых ДВС (материалы конгресса CIMAC 2019)
// Двигателестроение. — 2020. — № 2. — С. 35–53.
Ключевые слова: Исследовательский проект HyMethShip, газовые двигатели, снижение вредных выбросов, метанол, декарбонизация, синтез-газ, «зеленый» водород, газовое топливо с добавками водорода.

Исследовательский проект HyMethShip, реализуется с целью радикального снижения уровня выбросов судовых двигателей с одновременным повышением их КПД. Система, создаваемая в рамках проекта, должна обеспечить снижение выбросов CO2 не менее чем на 97 %, практически обнулить выбросы SOx и PM, сократить выбросы NOx как минимум на 80 % по сравнению с нормой по IMO Tier III. Система HyMethShip включает поршневой ДВС, работающий на метаноле или на водороде, мембранный реактор, систему улавливания CO2 и емкости для его хранения. При этом водород для работы двигателя получается из возобновляемого метанола. Система планируется к испытаниям в составе демонстрационной установки в мощностью до 2 МВт. В консорциум разработчиков вошли 13 участников, в числе которых судоходная компания, одна из крупнейших в мире верфей, классификационное общество, а также ряд исследовательских организаций, университетов и производителей оборудования.
Газовые двигатели «Jenbacher» в составе генераторов средней мощности надежно работают на топливах с высоким содержанием водорода. К ним относятся разнообразные синтетические газообразные топлива, производимые из низкокалорийных газов, а также природный газ, искусственно обогащенный добавками водорода. Продуктом электролиза воды, является 100 %-ый очищенный водород (так называемый «зеленый» водород), добавляемый в действующую систему распределения природного газа, которая, по существу представляет собой огромное хранилище химической энергии, необходимой для компенсации сезонных колебаний производительности источников возобновляемой энергии, а именно, ветрогенераторов и солнечных батарей. При смешивании водорода с природным газом его содержание может колебаться в очень широких пределах. Это не является препятствием для работы газовых двигателей фирмы «Jenbacher», однако при больших колебаниях концентрации водорода или слишком быстром ее изменении могут возникать проблемы. Предмет настоящего доклада — демонстрация опыта, накопленного при решении проблем в данной области. Перевод выполнен к.т.н. Г. Мельником.
.pdf
Табл. 2, Ил. 22, Библ. 18 назв.
Содержание Архив года

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
Яндекс.Метрика