ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
DVIGATELESTROYENIYE Editorial Board The authors Subscription Journal archive News archive Contact

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 3 (237) 2009 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

ВИТУ — 70 ЛЕТ
УДК 378
Лудченко Н.И.

С юбилеем, родной университет!
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 3–7.
Ключевые слова: ВИТУ, научные школы.

В июне 2009 г. исполнилось 70 лет Военному инженерно-техническому университету (ФГОУ ВПО ВИТУ) — ведущему высшему учебному заведению страны в области подготовки специалистов для строительства и инженерно-технического обеспечения функционирования объектов военной инфраструктуры. В университете сформировались и развиваются авторитетные научные школы по различным направлениям технических и инженерно-строительных наук.
.pdf
Табл. -, Ил. 10, Библ. - назв.
УДК 621.43
Кривов В.Г., Терехин А.Н.

Военные энергетики на благо родины
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 8–12.
Ключевые слова: автономная энергетика, двигатели, альтернативные источники энергии.

Автономная военная энергетика как основа функционирования объектов военной инфраструктуры и военной техники в конечном итоге определяет технический уровень и живучесть этих объектов. Кафедра ДЭУ ВИТУ, располагающая уникальной научно-исследовательской базой и развитой научной школой успешно решает научно-технические проблемы по развитию двигателей и альтернативных источников энергии для различных потребителей.
.pdf
Табл. -, Ил. 7, Библ. 5 назв.
Содержание Архив года
РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.431
Шароглазов Б.А., Закомолдин И.И.

Численная оценка температур деталей цилиндропоршневой группы двигателей воздушного охлаждения
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 13–18.
Ключевые слова: двигатели, цилиндропоршневая группа, температура деталей.

На основе статистического анализа результатов исследований теплового состояния двигателей предложены зависимости, позволяющие выполнить оценку температур деталей цилиндропоршневой группы на стадии эскизного проектирования двигателей (в частности, двигателей воздушного охлаждения). Предложенные зависимости на начальной стадии проектирования могут быть использованы для расчета систем охлаждения (например, для расчета поверхности оребрения цилиндров, головок цилиндров, охладителей, поршней и системы охлаждения в целом).
.pdf
Табл. 3, Ил. 2, Библ. 16 назв.
Содержание Архив года
АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИАГНОСТИРОВАНИЕ
УДК 621.431.72
Коньков А.Ю., Лашко В.А.

Диагностирование технического состояния тепловозного дизеля по индикаторной диаграмме на основе теории идентификации
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 19–23.
Ключевые слова: дизель, индикаторная диаграмма, техническое состояние.

Рассмотрены принципы количественного оценивания параметров технического состояния дизеля с использованием теории идентификации и индикаторной диаграммы. Представлены результаты практической реализации метода, выполненные для тепловозного двигателя 16ЧН26/26.
.pdf
Табл.1, Ил. 2, Библ. 5 назв.
Содержание Архив года
ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
УДК 504.3.054
Волкодаева М.В., Хватов В.Ф., Федцов Д.В., Исмаилов Э.Н.

Положительные факторы ввода в действие специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники…»
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 24–28.
Ключевые слова: автотранспорт, выбросы вредных веществ, атмосферный воздухю

Приведены данные о количестве автотранспорта и выбросах вредных (загрязняющих) веществ в РФ. Показано, что в 2006 г. суммарные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории РФ составили 36,2 млн т, в том числе: от стационарных источников промышленных предприятий — 20,7 млн т (57,5 %), от автотранспорта — 15,3 млн т (42,5 %), от железнодорожного транспорта (тепловозов на магистралях) — 0,2 млн т (0,6 %). Несмотря на рост автомобильного парка и объемы грузоперевозок в 2006 г., впервые за последние 15 лет имело место абсолютное снижение массы выбросов загрязняющих веществ на 1,7 % по сравнению с предыдущим годом. Авторы связывают этот факт с постепенным обновлением и улучшением «экологической» структуры парка, в связи с вводом в действие специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных загрязняющих веществ».
.pdf
Табл. 3, Ил. 5, Библ. 6 назв.
Содержание Архив года
ТОПЛИВО. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 621.89.012.7
Шабанов А.Ю., Зайцев А.Б., Кудинов И.С.

Влияние высокотемпературной вязкости моторных масел на суммарную мощность трения в высокооборотных двигателях
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 29–31.
Ключевые слова: бензиновый двигатель, моторное масло, мощность механических потерь.

Проведен анализ влияния вязкости моторного масла на суммарную мощность трения трибоузлов быстроходного бензинового двигателя при использовании в нем современных синтетических масел. Показано, что в зависимости от вязкости применяемого масла величина крутящего момента в зоне основного эксплуатационного диапазона изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя различается на 3–4 %. Такое изменение эффективного крутящего момента может быть вызвано соответствующим изменением мощности механических потерь, которая зависит от вязкости моторного масла. Дальнейшее снижение высокотемпературной вязкости дает обратный эффект — наблюдается снижение мощности двигателя, причем наиболее заметное — в зоне высоких частот вращения коленчатого вала. Таким образом, для подбора оптимального сорта моторного масла для конкретного двигателя следует учитывать не только его классификацию по SAE и API, но и реальную вязкостно-температурную характеристику, определенную при реальных рабочих температурах масла в узлах трения, в первую очередь — сопряжениях поршневое кольцо–гильза цилиндра двигателя.
.pdf
Табл. 1, Ил. 1, Библ. - назв.
Содержание Архив года
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.436.001
Патрахальцев Н.Н., Соболев И.А., Казаков С.А.

Совершенствование пусковых и динамических характеристик дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 32–36.
Ключевые слова: дизель, режим пуска, отключение цилиндров.

Представлены результаты исследования возможностей улучшения пусковых и динамических качеств «холодного» дизеля в условиях низких температур окружающего воздуха. Для повышения эффективности режимов пуска и снижения выбросов белого дыма предложено впрыскивать в цилиндр легковоспламеняющуюся жидкость в смеси с дизельным топливом, а также увеличивать время прогрева путем отключения части цилиндров. Предложен способ управления режимами пуска и разгона по сигналам углового положения момента начала воспламенения.
.pdf
Табл. 1, Ил. 8, Библ. 8 назв.
УДК 621.436
Ложкин В. Н., Богуцкий С. Ю.

Применение тепловых аккумуляторов фазового перехода как средства повышения технико-экологических показателей двигателей пожарных автомобилей
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 37–40.
Ключевые слова: предпусковой разогрев двигателя, аккумулятор фазового перехода.

Приводятся результаты испытания системы предпускового разогрева двигателя ЗМС 4063.10 автомобиля АСМ-41-02-2М2 с использованием теплового аккумулятора фазового перехода (ТАФП) оригинальной конструкции. Испытания показали, что использование ТАФП позволит решить проблемы пуска двигателей пожарных автомобилей, связанные со специфическими условиями их эксплуатации. Основными достоинствами разработанной системы являются ее эффективность, пожаробезопасность, простота в эксплуатации и отсутствие затрат на энергоносители. Выполненные натурные испытания системы предпускового разогрева двигателя ЗМС 4063.10 автомобиля АСМ-41-02-2М2 при помощи ТАФП показали, что она работоспособна и эффективна.
.pdf
Табл. 2, Ил. 4, Библ. 1 назв.
Содержание Архив года
ИСТОРИЯ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.41
Бреусов В.П., Куколев М.И., Яковлева С.Н., Абакшин А.Ю.

Двигатели с внешним подводом теплоты
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 41–44.
Ключевые слова: двигател с внешнем подводом теплоты, Стирлинг, экологически безопасная энергетика.

История развития поршневых тепловых двигателей незаслуженно мало внимания уделяет двигателям с внешнем подводом теплоты (ДВПТ), работающим по регенеративному замкнутому циклу. Теоретический термодинамический КПД рабочего цикла двигателей этого типа приближается к циклу Карно. Двигатель Стирлинга, изобретенный в начале ХIX в., наиболее полно демонстрирует выдающиеся особенности и свойства, к достижению которых стремится современное двигателестроение: многотопливность, высокий эффективный КПД, экологическая безопасность, низкий уровень шума, способность работать без массообмена с атмосферой, под водой, в космосе и многие другие уникальные свойства. К сожалению, уровень технологического развития промышленности во время изобретения двигателей этого типа не позволял реализовать все уникальные свойства ДВПТ, однако в настоящее время ситуация изменилась и двигатели Стирлинга получают все более широкое распространение в автомобильной экологически безопасной энергетике.
.pdf
Табл. -, Ил. 2, Библ. - назв.
Содержание Архив года
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.43.
Мельник Г.В.

Очистка газов — безальтернативное решение для достижения перспективных норм вредных выбросов дизелей
// Двигателестроение. — 2009. — № 3. — С. 45–53.
Ключевые слова: дизели, вредные выбросы, перспективные нормы, способы достижения.

Одним из путей повышения экологических показателей силовых установок является оптимизация режимов работы первичных двигателей, под которой подразумевается не только обеспечение их работы в области наибольшего КПД, но и возможность их дефорсирования или отключения, когда это допустимо по условиям работы объекта. Сюда же относится максимально возможное, в пределах технической и экономической целесообразности, использование электричества и энергии возобновляемых источников, например, солнечной. В ряде случаев эта задача наиболее эффективно решается путем применения гибридного привода в транспортных средствах, которому и посвящена основная часть настоящего обзора. Кроме того, рассмотрены две установки, использующие энергию нетрадиционных источников — солнца и чистого водорода.
• Новая гибридная судовая трансмиссия
• Судовая силовая установка комбинированного типа с низким уровнем вредных выбросов
• Сравнительные испытания гибридных трансмиссий
• Водородный двигатель внутреннего сгорания
• Автобус на солнечной энергии
.pdf
Табл. -, Ил. 3, Библ. - назв.
Содержание Архив года

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты