ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 2 (260) 2015 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.43.018
Тер-Мкртичьян Г.Г.

Двигатели с продолженным расширением рабочего тела
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 3–9.
Ключевые слова: рабочее тело, продолженное расширение, цикл Аткинсона, цикл Миллера, топливная экономичность, траверсный преобразующий механизм, разделенные такты, спандерный режим.

Рассмотрены особенности циклов Аткинсона и Миллера с продолженным расширением рабочего тела с целью повышения топливной экономичности. Приведено описание траверсного преобразующего механизма НАМИ, обеспечивающего продолженное расширение рабочего тела за счет управления движением поршней. На примере двигателя ВАЗ показана возможность реализации рабочего цикла с продолженным расширением в эспандерных цилиндрах.
Табл. 2, Ил. 12, Библ. 8 назв.
УДК 621.436
Дмитриевский Е.В.

Распределение давления газов в межкольцевых пространствах поршня малооборотного двухтактного двигателя
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 10–14.
Ключевые слова: малооборотный двухтактный двигатель, поршневые кольца, межкольцевое пространство, давление и расход газов, износ втулки цилиндров.

Показано влияние характера распределения давления и расхода газов в межкольцевых пространствах поршня двухтактного малооборотного дизеля на износ втулки цилиндра. Выполнены расчеты и измерения давления и расхода газов в межкольцевых пространствах поршня, показана взаимосвязь этих параметров с конструкцией поршневого кольца и условий его работы. Разработана и экспериментально проверена методика и программа расчета на ЭЦВМ параметров течения газов через поршневые кольца при работе двигателя.
Табл. -, Ил. 5, Библ. 14 назв.
ИПИ-ТЕХНОЛОГИИ
УДК 621.436
Бирюк В.В., Каюков С.C., Белоусов А.В., Галлямов Р.Э.

Методика прогнозирования качества распыливания топлива форсункой на основе CALS/ИПИ технологий
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 15–19.
Ключевые слова: дизельный двигатель, система топливоподачи, система впрыска топлива common rail, качество распыливания, регрессионная модель, моделирование.

Показана возможность оценки качества распыливания топлива форсункой на основании результатов расчета динамики элементов системы топливоподачи дизельного ДВС в специализированном пакете прикладных программ LMS Imagine.Lab AMESim. Предложены инструменты анализа для сравнения качества распыливания топлива в различных вариантах систем топливоподачи методами построения регрессионных моделей. Предложена структура и методика построения блока предварительного анализа качества распыления топлива.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 7 назв.
Содержание Архив года
СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЕЙ. АГРЕГАТЫ
УДК 621.437
Равич А.Ф., Богданов С.Н.

Автоэквидистантальное роторно-поршневое устройство
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 20–24.
Ключевые слова: роторно-поршневое устройство, эквидистанта, автоэквидистанта, кинематика и динамика движения ротора.

Представлены результаты анализа кинематики и динамики автоэквидистантального роторно-поршневого устройства, аналогичного устройству двигателя Ванкеля. Показано, что по сравнению с устройством двигателя Ванкеля предлагаемое устройство обеспечивает более высокую надежность радиальных герметизирующих уплотнений и развивает существенно больший крутящий момент.
Табл. -, Ил. 5, Библ. 6 назв.
УДК 621.432.3:62-52
Лысунец А.В., Медведев В.В.

Моделирование скоростных характеристик ДВС для разработки автоматических систем управления с обратной связью
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 25–27.
Ключевые слова: двигатель с принудительным воспламенением смеси, скоростные характеристики, угол открытия дросселя, регрессионная модель, система управления.

Предложена математическая модель двигателя внутреннего сгорания с принудительным воспламенением топливной смеси, полученная методом аппроксимации экспериментальных скоростных характеристик. Модель определяет значение угла открытия дроссельной заслонки в зависимости от внешней нагрузки и скоростного режима двигателя. Модель рекомендуется в качестве имитатора ДВС при разработке алгоритмов и программ управления автоматическими системами с обратной связью.
Табл. -, Ил. 2, Библ. 3 назв.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.43
Смолинский C.Н., Булат Р.Е., Сайданов В.О.

Концепция децентрализованного энергоснабжения объектов МО РФ и проблемы подготовки военных инженеров-энергетиков
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 28–32.
Ключевые слова: объекты военной инфраструктуры, системы децентрализованного энергоснабжения, экстремальные условия эксплуатации, когенерация, нетрадиционные источники энергии, военные инженеры-энергетики, квалификационные требования.

Разработана концепция децентрализованного энергоснабжения объектов военной инфраструктуры, действующих в условиях Крайнего Севера. Показано, что наиболее эффективны в этих условиях объекты с поливалентной структурой, включающие как традиционные источники электроэнергии и тепла, так и нетрадиционные (ветрогенераторы, солнечные батареи и т. д). Сформулированы требования к особенностям подготовки военных инженеров-энергетиков осуществляющих профессиональную деятельность в экстремальных условиях.
Табл. 2, Ил. 1, Библ. 4 назв.
Содержание Архив года
ГИПОТЕЗЫ И ДИСКУССИИ
УДК 621.443
Ерофеев В.Л., Ганин Н.Б., Пряхин А.С.

Пределы повышения энергетической эффективности топливоиспользования поршневого ДВС
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 33–38.
Ключевые слова: поршневые ДВС, термодинамический КПД, идеальный гипотетический рабочий цикл, изотермический способ подвода и отвода теплоты, технологии топливоиспользования, работа цикла, когенерация, тригенерация.

В качестве гипотезы предлагается теоретическое обоснование предельных значений термодинамического КПД поршневого двигателя. Предложен гипотетический цикл ДВС с изотермическим охлаждением и изобарно-изотермическим подводом теплоты при продолженном расширении в утилизационной газовой турбине. Показано, что работа предлагаемого гипотетического цикла выше известных циклов тепловых двигателей. Дальнейшее повышение энергетической эффективности теплоэнергетических установок достигается за счет когенерации и тригенерации.
Табл. -, Ил. 6, Библ. 14 назв.
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.43

Двухтопливные двигатели (материалы конгресса CIMAC 2013)
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 39–57.
Ключевые слова: машина быстрого сжатия, визуализация процесса горения, лазерные технологии регистрации, системы впрыска газового топлива, системы впрыска пилотного топлива, экспериментальный двухтопливный судовой двигатель.

Приводятся результаты исследования, выполненного специалистами университета Кюсю (Япония), на действующем макете (одноцилиндровом отсеке) с прозрачными окнами, процессов горения газа, впрыснутого в цилиндр двухтопливного двигателя при его воспламенении факелом пилотного топлива. Процессы горения фиксировались с использованием скоростных лазерных технологий. Оценивалась динамика развития и горения факелов впрыснутого газа и пилотного топлива, с определением содержания сажи и выбросов NOx. Фирмой «MAN Diesel & Turbo» разработан опытный образец судового двухтопливного двигателя MAN 35/44DF с цилиндровой мощностью 530 кВт. Приводятся результаты испытаний при работе на дизельном и двойном топливе. Показана возможность снижения выбросов NOx до уровня нормативов стандарта IMO Tier 3 без очистки газов. Перевод докладов выполнен к.т.н. Г. Мельником
Табл. 13, Ил. 37, Библ. 10 назв.
Содержание Архив года
УДК 621.43
Новости Группы «Синара»

СТМ представил новое семейство дизельных двигателей на международном военно-техническом форуме «Армия-2015»
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 14.
Ключевые слова: поршневые ДВС

На Международном военно-техническом форуме Группа «Синара-Транспортные Машины»(СТМ) представила продукцию Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ входит в СТМ).
В день открытия форума стенд СТМ посетил министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу и высоко оценил достижения завода по разработке нового российского двигателя ДМ-185.
Также компания представила традиционную продукцию — дизель-генераторы мощностью 630–1600 кВт, которые применяются в качестве резервных и вспомогательных источников питания в кораблестроении.
Во время круглого стола «Энергетические установки кораблей нового поколения: пути создания и внедрения» состоялась интересная дискуссия, где главный конструктор УДМЗ Игорь Ночвин рассказал о возможностях применения разрабатываемого перспективного семейства дизельных двигателей типа ДМ-185 в проектах Объединенной судостроительной корпорации, а также о перспективах использования и способах усовершенствования силовых установок на базе серийных двигателей типа ДМ-21.
Новые двигатели могут применяться в кораблестроении, судостроении, транспортном машиностроении, при изготовлении тяжелой карьерной техники, в малой энергетике. Всего будет разработано двенадцать модификаций ДМ-185 мощностью от 750 до 3800 кВт (с потенциалом модернизации до 6000 кВт). Количество цилиндров ДМ-185 от шести до двадцати в зависимости от модификации. Главные особенности нового семейства двигателей ДМ-185 — высокие удельные характеристики (до 234 кВт/цил.), низкий расход топлива, соответствие требованиям ЕС по выбросам вредных веществ в атмосферу EU Tier IIIA/IMO Tier 2 без внешних дополнительных систем нейтрализации отработавших газов (EGR, SCR). Первые опытные образцы двигателей уже собраны и проходят испытания на специально созданных современных стендах.
Другим важным итогом форума стало подписание соглашения о партнерстве между Торговым домом СТМ и компанией «Звезда-Энергетика». Документ был подписан генеральным директором ТД СТМ Виталием Плаксиным и генеральным директором «Звезда-Энергетика» Николаем Хаустовым. Согласно достигнутой договоренности компании будут развивать сотрудничество и продвигать на российский и внешние рынки электростанции различных типов, в которых будут применяться двигатели УДМЗ.
Табл. -, Ил. 1, Библ. — назв.
Содержание Архив года
УДК 621.43
Новости «Пензадизельмаш»

Создан новый экономичный турбокомпрессор для высокооборотных дизелей
// Двигателестроение. — 2015. — № 2. — С. 19.
Ключевые слова: дизельный двигатель, турбокомпрессор

На ОАО «Пензадизельмаш» (ПДМ, входит в состав ЗАО «Трансмашхолдинг») разработан базовый образец турбокомпрессора новой 25-й серии (ТК25-03).
Новый турбокомпрессор предназначен для замены двух турбокомпрессоров TPS48 швейцарского производства, применяемых на высокооборотных дизелях типа 8ЧН21/21 тепловозного назначения. Параметры нового российского турбокомпрессора как минимум на одном уровне с лучшими зарубежными аналогами, а по целому ряду — даже превосходят. При этом новый российский турбокомпрессор существенно дешевле швейцарского аналога.
Внедрение новой разработки позволит исключить зависимость от зарубежных поставок, станет реальным примером импортозамещения в высокотехнологичной области.
Использование нового пензенского турбокомпрессора ТК25-03 способствует улучшению экономичности дизеля. Новая конструкция опорно-упорного подшипника позволяет обеспечить надежную работу ТК25-03 при максимально возможных оборотах в 34 000 об/мин, при том что серийные отечественные турбокомпрессоры аналогичного типоразмера имеют ограничение по этому показателю не выше 30 000 об/мин.
Запас по частоте вращения на контрольном режиме составляет 10 %, что защищает от помпажа и обеспечивает устойчивую работу турбокомпрессора во всем диапазоне работы двигателя.
В ближайшем времени планируется проведение стендовых испытаний на базе ООО «Уральский дизель-моторный завод» (ООО УДМЗ) в составе высокооборотного дизеля 8ЧН21/21, а также в составе маневровых тепловозов ТГМ6Д, ТЭМ9. В дальнейшем на базе ТК 25-03 планируется создание четырех модификаций для всех серийно выпускаемых ООО УДМЗ двигателей мощностью до 1200 кВт.
Конструкция турбокомпрессора полностью адаптирована к технологической и производственной базе предприятия, что дает возможность полного цикла производства турбокомпрессора на ОАО «Пензадизельмаш».
Табл. -, Ил. 1, Библ. — назв.
Содержание Архив года

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив
Яндекс.Метрика