ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
DVIGATELESTROYENIYE Editorial Board The authors Subscription Journal archive News archive Contact

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 3 (277) 2019 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ В РОССИИ
УДК 621.431
Рыжов В.А.

Состояние российского дизелестроения для стратегических отраслей
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 3–7.
Ключевые слова: ОАО «Коломенский завод», кризис управления, среднеоборотные форсированные дизели, технологическая отсталость производства, развитие литейного и вспомогательных производств, подготовка инженерных кадров.

Рассмотрено состояние и проблемы развития производства среднеоборотных форсированных двигателей для железнодорожного и морского транспорта, военно-морского флота и атомных станций на ОАО «Коломенский завод». Показано, что для устойчивого развития отрасли двигателестроения в России необходима разработка и реализация ряда государственных программ развития станкостроительной и инструментальной промышленности, литейного и заготовительного производств. В качестве неотложных мер предлагается введение государственного контроля за деятельностью частных предприятий, выпускающих продукцию по госзаказам для стратегических отраслей, изменение системы подготовки инженерных кадров по профилю «энергомашиностроение».
Табл. -, Ил. -, Библ. - назв.
Содержание Архив года
РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.43
Кавтарадзе Р.З.

Развитие теории рабочих процессов ДВС в МГТУ им. Н.Э. Баумана: от метода Гриневецкого до современных 3D-моделей (продолжение)
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 8–15.
Ключевые слова: МГТУ им. Н.Э. Баумана, кафедра «Поршневые двигатели», специальность поршневые ДВС, создание и развитие теории рабочего процесса, научные школы кафедры ДВС МГТУ.

Показана роль кафедры «Поршневые двигатели» МГТУ им. Н.Э. Баумана в развитии фундаментальной теории поршневых двигателей, начиная от основателей специальности «Двигатели внутреннего сгорания (ДВС)», до настоящего времени. Проанализированы актуальные задачи исследования, прежде всего, внутрицилиндровых процессов, решенные на разных этапах развития поршневого двигателестроения усилиями кафедры. Упомянуты направления научно-исследовательских работ по системам газообмена, наддува, топливоподачи, термопрочности ДВС и их влияние на решение проблем совершенствования рабочего процесса.
Табл. -, Ил. 6, Библ. 41 назв.
Содержание Архив года
УДК 621.43: 621.891
Путинцев С.В., Пилацкая С.С., Ратников А.С.

Методика и результаты трибометрии вариантов цилиндропоршневых групп быстроходного дизеля
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 16–20.
Ключевые слова: высокооборотный дизель, цилиндропоршневая группа, хонингованная поверхность, полированная поверхность, условия маслоснабжения, снижение потерь на трение.

Представлены результаты экспериментальной проверки трибологической эффективности применения гладкой (полированной) трущейся поверхности цилиндра в сравнении с шероховатой (хонингованной) и влияние условий маслоснабжения деталей цилиндропоршневой группы (ЦПГ) на трение в сопряжении цилиндр-поршень. Выполнены измерения потерь на трение различных вариантов деталей ЦПГ высокооборотного дизеля типа 1Ч8,5/8,0 (ТМЗ-450Д) с учетом погрешностей результатов прямых измерений контрольных величин. Показано, что применение цилиндра с гладкой полированной поверхностью и модернизированных шатуна с поршнем обеспечивают улучшение условий маслоснабжения трущихся поверхностей и снижение потерь на трение на 12–25 %.
Табл. 3, Ил. 4, Библ. 11 назв.
Содержание Архив года
УДК 621.436
Кочев Н.С., Плотников Л.В., Григорьев Н.И.

Оптимизация фаз газораспределения тепловозного дизеля 8ЧН21/21
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 21–26.
Ключевые слова: тепловозный дизель, фазы газораспределения, цикл Миллера, технико-экономические показатели, снижение вредных выбросов.

Выполнен краткий обзор работ по применению цикла Миллера в дизелях различных классов. Представлены результаты численного моделирования и стендовых испытаний тепловозного дизеля 8ЧН21/21 с улучшенными технико-экономическими и экологическими показателями, полученными за счет оптимизации фаз газораспределения в цикле Миллера. Экспериментально подтверждено снижение удельного эффективного расхода топлива на номинальном режиме на 3,26 % при одновременном снижении вредных выбросов более чем на 30 %. Выбранное направление работ позволит обеспечить нормализацию вредных выбросов перспективных тепловозов.
Табл. 2, Ил. 7, Библ. 18 назв.
Содержание Архив года
УДК 621.436
Маслов А.П., Левцов М.В.

Кинематический и динамический анализ КШМ W-образного двигателя с прицепными шатунами
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 27–30.
Ключевые слова: W-образный двигатель, кривошипно-шатунный механизм, кинематический и динамический анализ, прицепные шатуны, равенство хода поршней, проектирование шатунных подшипников.

Рассмотрены особенности проектирования W-образного двигателя с прицепными шатунами. Предложен способ создания КШМ для такого двигателя с одинаковым ходом поршней за счет согласования геометрических параметров элементов главного и прицепного шатунов. Выполнен анализ кинематики и динамики КШМ с использованием программного конструкторско-технологического комплекса Creo-Parametric с оценкой преимуществ и недостатков конструкции. Получены графические материалы для проектирования шейки коленчатого вала и шатунного подшипника.
Табл. 2, Ил. 7, Библ. 18 назв.
Содержание Архив года
КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 621.78
Иванов Д.А., Колосков А.А., Зюкин В.С.

Повышение стойкости инструмента, используемого в двигателестроении
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 31–35.
Ключевые слова: инструментальные стали, режущий инструмент, обработка пульсирующим газовым потоком, повышение производительности, снижение стоимости.

Выполнено исследование возможности повышения стойкости металлорежущего готового инструмента из углеродистых, и легированных быстрорежущих сталей за счет обработки пульсирующим дозвуковым газовым потоком. Экспериментально установлено, что сочетание термической обработки с обработкой пульсирующим дозвуковым газовым потоком, обеспечивает сокращение в 2–4 раза продолжительность технологического процесса упрочняющей термообработки инструмента, что снижает его стоимость, повышает износостойкость и показатели твердости.
Табл. 1, Ил. 7, Библ. 2 назв.
Содержание Архив года
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
УДК 62-531.6
Полозов П.Ю., Поршнева Е.Г.

Способ повышения качества электроэнергии потребителей специальных объектов
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 36–39.
Ключевые слова: дизель-генератор, измерение частоты вращения, датчик Холла, регуляторная характеристика, качество электроэнергии.

Представлен метод измерения частоты вращения коленчатого вала дизель-генератора с применением датчика Холла. Для регистрации результатов измерений использовалась программа «DisCo» и осциллограф ВМ8020. При использовании датчика Холла погрешность измерения частоты вращения составила 1 %, что значительно повышает точность измерения штатным частотомером. Эксперименты подтвердили простоту и надежность предложенного метода измерения в эксплуатации, что позволяет повысить точность настроечных работ на агрегате питания и улучшить качество электроэнергии, вырабатываемой дизель-генератором.
Табл. -, Ил. 4, Библ. 19 назв.
Содержание Архив года
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.43

Методы проектирования и оценки усталостной прочности коленчатых валов (материалы конгресса CIMAC-2016)
// Двигателестроение. — 2019. — № 3. — С. 40–53.
Ключевые слова: судовой среднеоборотный дизель, стальные кованые коленчатые валы, цифровые методы проектирования, усталостная прочность, неметаллические включения, усталостные трешины.

Надежность и прочностные характеристики коленчатых валов во многом определяют ресурс современных форсированных двигателей. Для проектирования коленчатых валов форсированных судовых среднеоборотных дизелей корпорация Вяртсила (Wartsila Corporation) использует цифровые модели, созданные на базе фирменной модели виртуального двигателя (Wartsila Virtual Engine). Верификация расчетных моделей выполнена в ходе репрезентативных испытаний на реальных двигателях в условиях эксплуатации. Любой коленчатый вал, изготовленный методом ковки, неизбежно содержит неметаллические включения, образующиеся в ходе отливки и последующей механической обработки крупных стальных слитков. Подобные включения становятся источником возникновения усталостных трещин. Специалистами компании Kobe Steel Ltd. (Япония) совместно с учеными университета Хиросимы (Hiroshima University) выполнено исследование влияния количества и размеров неметаллических включений в структуре стали на усталостную прочность элементов конструкции кованого коленчатого вала форсированного судового дизеля.
Табл. 4, Ил. 18, Библ. 26 назв.
Содержание Архив года

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
Яндекс.Метрика