ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты
DVIGATELESTROYENIYE Editorial Board The authors Subscription Journal archive News archive Contact

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ № 3 (273) 2018 год

РЕФЕРАТЫ СТАТЕЙ

РАСЧЕТЫ. КОНСТРУИРОВАНИЕ. ИССЛЕДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ
УДК 621.43.01
Малозёмов А.А., Кукис В.С., Гимазетдинов Р.Р.

Разработка математической модели и программного обеспечения для имитационного моделирования поршневых ДВС
// Двигателестроение. — 2018. — № 3. — С. 3–9.
Ключевые слова: поршневые двигатели, математическая модель, программное обеспечение, рабочие процессы, системная динамика.

Представлены результаты работ по созданию математической модели и программного обеспечения для имитационного моделирования поршневого ДВС. Модель основана на методе энергетического и массового баланса, теории бондграфов и представляет собой библиотеку элементов, описывающих процессы в системах и механизмах двигателя. Созданные математическая модель и программное обеспечение обеспечивают высокую скорость, достоверность и точность расчета, что подтверждено экспериментальными данными и сравнением с зарубежными аналогами, возможность сопряженного расчетов стационарных и транзиентных мультидоменных процессов в различных системах и механизмах двигателя.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 17 назв.
Содержание Архив года
КОНСТРУКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 621.78
Иванов Д.А., Зюкин В.С., Колосков А.А.

Изменение механических свойств элементов конструкции авиационной техники под действием нестационарных дозвуковых воздушных потоков
// Двигателестроение. — 2018. — № 3. — С. 10–13.
Ключевые слова: авиационные двигатели, нестационарные воздушные потоки, элементы конструкции, изменение механических свойств, методы упрочнения.

Представлены результаты исследования изменения механических свойств металлических конструкционных элементов авиационной техники и авиационных двигателей при воздействии нестационарных воздушных потоков. Найдены оптимальная продолжительность и интенсивность обработки. Показано, что методы повышения механических свойств элементов конструкции воздушных судов с использованием нестационарных воздушных потоков применимы не только при их изготовлении, но и в процессе эксплуатации, технического обслуживания и восстановительного ремонта. Установлено, что продолжительное воздействие нестационарных воздушных потоков в условиях эксплуатации воздушного судна, способствует снижению механических свойств элементов конструкции авиационной техники.
Табл. 2, Ил. 3, Библ. 10 назв.
Содержание Архив года
ТОПЛИВО. СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
УДК 631.443
Плотников С.А., Зубакин А.С.

Анализ процесса сгорания генераторного газа и его смеси с бензином в поршневом двигателе
// Двигателестроение. — 2018. — № 3. — С. 14–18.
Ключевые слова: альтернативная энергетика, генераторный газ, смесевое топливо, индикаторная диаграмма, эффективные показатели, экономия нефтяного топлива.

Приведены результаты стендовых испытания двигателя с искровым зажиганием 1Ч6,8/5,4 при работе на бензине, генераторном газе и их смеси. Определены регулировочные, экономические и эффективные показатели при работе двигателя по нагрузочным и скоростным характеристикам. Выполнена обработка индикаторных диаграмм двигателя с построением характеристик тепловыделения. Установлено, что замещение до 70 % бензина генераторным газом незначительно ухудшает эффективные показатели двигателя, при этом снижается его теплонапряженность и улучшаются экологические показатели.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 8 назв.
Содержание Архив года
ТЕПЛОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ
УДК 355.673:621.182/621.18
Смирнов А.В., Бондарев А.В., Александров С.В., Болбышев Э.В.

Разработка дизельных теплоэлектростанций с активными котлами утилизаторами высокотемпературного кипящего слоя
// Двигателестроение. — 2018. — № 3. — С. 19–23.
Ключевые слова: дизельные теплоэлектростанции, активные котлы утилизаторы, твердое топливо, высокотемпературный кипящий слой, утилизация тепла отработавших газов дизеля, повышение эффективности котла, снижение вредных выбросов.

В статье представлен обзор технических решений конструкции силовой установки с активным котлом-утилизатором высокотемпературного кипящего слоя. Разработана математическая модель и получены расчетные технические характеристики теплоэнергетической установки с подачей отработавших газов дизель-генератора в топочное устройство котла. Показана возможность повышения эффективности твердотопливного котла и снижения выбросов вредных веществ при сохранении тепловой мощности комбинированной теплоэнергетической установки.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 6 назв.
Содержание Архив года
УДК 355.673:621.182/621.18
Бондарев А.В., Болбышев Э.В.,Смирнов А.В.

Автоматизация угольных котлов малой мощности с топками высокотемпературного кипящего слоя и рециркуляцией дымовых газов
// Двигателестроение. — 2018. — № 3. — С. 24–28.
Ключевые слова: твердотопливные котлы, высокотемпературный кипящий слой, автоматизация процесса горения, рециркуляция дымовых газов, возмущающие воздействия, качество переходных процессов.

Рассмотрены перспективы применения и основные направления повышения эффективности автоматизированных твердотопливных котлов малой мощности работающих по технологии высокотемпературного кипящего слоя (ВТКС) с рециркуляцией дымовых газов. Методами численного моделирования исследованы динамические характеристики котлов (ВТКС) при различных возмущающих воздействиях. Показано, что процесс горения твердого топлива в котлах ВТКС с рециркуляцией дымовых газов, в сравнении с котлами без рециркуляции, характеризуется улучшением параметров переходных процессов, а именно сокращением времени запаздывания на возмущающие воздействия, меньшей продолжительностью переходных процессов при оптимальных значениях коэффициента избытка воздуха.
Табл. -, Ил. 4, Библ. 6 назв.
Содержание Архив года
ГИПОТЕЗЫ И ДИСКУССИИ
УДК 629.3.014.2.017
Дунаев А.В., Пустовой И.Ф.

Механизмы образования триботехнических покрытий при использовании геомодификаторов трения
// Двигателестроение. — 2018. — № 3. — С. 29–34.
Ключевые слова: поршневые ДВС, безразборный ремонт, геомодификаторы трения, триботехнические покрытия, состав и свойства покрытий, механизм образования и наращивания покрытий.

Рассмотрены различные триботехнические составы для безразборного ремонта изношенных сопряжений трения деталей различной техники, в том числе поршневых ДВС, на основе высокодисперсных порошков минералов группы серпентинов или геомодификаторов трения (ГМТ). Выполнен анализ структуры и свойств покрытий на поверхности восстановленных деталей, предложена гипотеза образования триботехнических покрытий на основе ГМТ в маслах и смазках. Предложенная гипотеза дает объяснение процессам наращивания покрытия даже после удаления ГМТ из смазочного масла.
Табл. -, Ил. 7, Библ. 8 назв.
Содержание Архив года
НОВОСТИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
УДК 621.43

Новые технологии в двигателестроении
(материалы конгресса CIMAC-2016)
// Двигателестроение. — 2018. — № 3. — С. 35–54.
Ключевые слова: дизели, выбросы NOx, полимерные мембраны, снижение кислорода во впускном воздухе, водотопливная эмульсия, наноразмерная дисперсная фаза воды, детали сложной формы, метод 3D-печати, металлические порошки, послойное лазерное наплавление, методы проектирования.

В обзоре представлены новые технологии, направленные на решение актуальных проблем двигателестроения в областях снижения вредных выбросов в атмосферу и ресурсосбережения при изготовлении деталей сложной формы методом 3D-печати.
Фирма «Asahi Kasei Chemicals Corporation» (Япония) представила результаты исследований и испытаний системы снижения выбросов NOx с отработавшими газами дизелей за счет уменьшения концентрации кислорода в воздухе для сгорания топлива при использовании специальной полимерной мембраны (ORM — oxygen reduction membrane). В целях обеспечения требований IMO Tier III по выбросам NOx без заметного увеличения расхода топлива и исключения дымления, система ORM дополнена установкой приготовления стабильной водотопливной эмульсии (ВТЭ) с получением наноразмерной дисперсной фазы воды без применения эмульгаторов.
Освоение 3D-печати компонентов двигателей из металлических порошков с послойным лазерным наплавлением позволяет снять целый ряд технологических ограничений при проектировании и изготовлении деталей двигателей сложной формы. Компания «General Electric» (GE) приводит обзор современного состояния развития технологии 3D-печати в своих производственных подразделениях и критериев выбора компонентов, намечаемых для постановки на серийное производство данным методом. Показано, что при внедрении этой технологии необходимо радикальным образом изменить процессы мышления инженеров-конструкторов и методы проектирования деталей сложной формы, чтобы максимально использовать преимущества 3D-печати в сравнении с традиционными методами проектирования и изготовления деталей.
Перевод выполнен к.т.н. Г. Мельником.
Табл. 2, Ил. 44, Библ. 11 назв.
Содержание Архив года

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ Редакционный совет Вниманию авторов Подписка Архив журнала Архив новостей Контакты